ПОЛОЖЕНИЕ О НАСТАВНИЧЕСТВЕ в МАОУ Старской СОШ 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о наставничестве (далее - Положение) разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации; Гражданским кодексом Российской Федерации; Трудового кодекса Российской Федерации; а так же Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях"; Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях"; Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"; Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2019 г. N 2705-р). Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с Законом об образовании в Брянской области от 25 июля 2013г. №62-3 с изменениями и дополнениями, Распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019 N Р-145 "Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися".Правовой основой института наставничества являются настоящее Положение, другие нормативные акты Министерства просвещения РФ, локальные акты образовательных учреждений, регламентирующие вопросы преподавателей и наставнической работы с обучающимися. 1.2. Настоящее положение регулирует порядок организации педагогического наставничества в МАОУ Старской СОШ. 1.3. Наставничество — универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве. Наставничество — социальный институт, осуществляющий передачу и ускорение профессионального опыта, эффективная форма профессиональной адаптации, способствующей повышению престижа педагогической профессии и закреплению педагогических кадров. Это форма преемственности поколений и педагогического воздействия на обучающихся на всех ступенях обучения. Метакомпетенции - способность формировать у себя новые навыки и компетенции самостоятельно, а не только манипулировать полученными извне знаниями и навыками. 1.4. Формы наставничества – способ реализации целевой модели наставничества через организацию работы наставнической пары/группы, участники которой находятся в ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников. Целевая модель наставничества - система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях. (Приложение 1) В методологии выделяется пять крупных форм наставничества: «ученик-ученик (студент-студент)», «учитель-учитель (преподаватель-преподаватель)», «студент-ученик», «работодатель-ученик», «работодатель-студент». (Приложение 2) Каждая из форм наставничества предполагает решение определенного круга задач и проблем с использованием единой методологии наставничества, частично видоизмененной с учетом ступени обучения и профессиональной деятельности и первоначальных ключевых запросов наставляемого, наставника и образовательного учреждения. В зависимости от форм наставничества наставничество может быть установлено над следующими категориями участников образовательного процесса: ü молодыми специалистам - педагогическими работниками, поступившими на работу в год окончания ими обучения в образовательных организациях высшего или среднего профессионального образования; ü педагогическими работниками, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности или имеющими трудовой стаж менее 3 лет; ü другими педагогическими работниками, если выполнение ими служебных обязанностей требует расширения и углубления профессиональных знаний и овладения новыми практическими навыками; ü студентами высших и средних профессиональных образовательных организаций; ü обучающихся образовательной организации. Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов. 1.5. Наставник — это опытный преподаватель, студент, обучающийся, работодатель, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, практическими знаниями и опытом в различных областях. 2. Цель, виды и задачи наставничества 2.1. Цели наставничества зависят от его выбранной формы и модели. 2.2. Общие задачи и функции наставника: v Наставник помогает наставляемому осознать свои сильные и слабые стороны и определить векторы развития. v Наставник является примером жизни, поведения и ценностей для наставляемого. v Наставнические отношения формируются в условиях доверия, взаимообогащения и открытого диалога. v Наставник ориентируется на близкие, достижимые для наставляемого цели, но обсуждает с ним долгосрочную. перспективу и будущее. v Наставник предлагает свою помощь в достижении целей и желаний наставляемого, и указывает на риски и противоречия. v Наставник не навязывает наставляемому собственное мнение и позицию, но стимулирует развитие у наставляемого своего индивидуального видения. v Наставник помогает наставляемому развить прикладные навыки, умения и компетенции. v Наставник по возможности оказывает наставляемому личностную и психологическую поддержку, мотивирует, подталкивает и ободряет его. v Наставник по согласованию с куратором может проводить дополнительные (в т.ч. выездные) мероприятия, направленные как на достижение цели наставнического взаимодействия, так и на укрепление взаимоотношений с наставляемым
Положение о наставничестве
Автор: Валентина Николаевна Цыганкова, заместитель директора по УВР, МАОУ Старская СОШ
Дата публикации: 27.09.2024
Одобрено методическим советом Академии