Национальная Академия Предпринимательства

Национальная академия предпринимательства

«Есть только два долговременных дара, которые мы можем оставить в наследство своим детям. Один из них – корни, а другой - крылья»

ГЛОССАРИЙ

Предприниматель.

Впервые понятие "предприниматель" (entrepreneur) ввел французский экономист Жан-Батист Сэй примерно в 1800 году.

Предприниматель - человек определенного личностного склада, который в своем стремлении к получению прибыли самостоятельно выбирает способ экономической деятельности, несет имущественную ответственность за ее результаты и на первом этапе своей деятельности совмещает функции собственника капитала, наемного управляющего и работника.

Предприниматель - это лицо, занимающееся собственным бизнесом, имеющее своё дело в целях получения прибыли.

Каждый человек может иметь собственное дело или может помогать создавать предприятия другим предпринимателям.

Право на предпринимательскую деятельность является одним из основополагающих прав человека и защищено ст. 34 Конституции России. Это конституционное право фактически неотделимо от права свободно распоряжаться своим имуществом и осуществлять экономическую деятельность.


Предпринимательство, предпринимательская деятельность — это экономическая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от производства и/или продажи товаров, оказания услуг. Для этой цели используется имущество, нематериальные активы, труд как самого предпринимателя, так и привлечённые со стороны. Нет гарантий, что затраченные средства окупятся, что произведённое будет продано с прибылью. С этим связан риск потерь всего или части имущества.

Предпринимательство — одно из действенных средств, которые помогают поддерживать стимулы к высокопроизводительному труду, хозяйскую мотивацию. К предпринимательству относятся любые виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законодательными актами РФ».


Предприимчивость – определяется как «способность человека превращать идеи в действия». В принятой в Осло программе «Обучение предприимчивости в Европе» четко говорится, что «обучение предприимчивости должно быть включено в учебные программы уже начальной школы. Именно на этом уровне образования очень важно убедить школы, преподавателей и родителей в том, что предприимчивость представляет собой ключевую компетенцию для всех, и предназначено не для того, чтобы сделать всех учащихся бизнесменами, а для того, чтобы прививать предпринимательское мышление с раннего возраста. Чтобы оно стало неотъемлемой частью учебной программы в качестве горизонтального элемента по всем направлениям обучения».


Предпринимательское образование детей, обучение предприимчивости.

Нужно исходить из того, что не существует единого общепринятого определения понятию предприниматель или предпринимательство. Следовательно, то же самое можно сказать и об обучении предприимчивости. Процесс определения того, что собой представляет обучение предприимчивости, начался с термина предпринимательское образование, при этом предпринимательство означало «способность человека воплощать идеи в действия». При этом говорится, что «не следует путать обучение предприимчивости с обучением бизнесу и экономике», его цель состоит в том, чтобы продвигать творческий потенциал, новаторство и самозанятость, и оно может включать следующие элементы:

  • развитие личностных качеств и навыков, которые формируют основу предпринимательского мышления и поведения (творческий потенциал, инициативность, умение рискнуть, самостоятельность, уверенность в себе, лидерские качества, умение работать в команде, и т.д.);
  • повышение уровня осведомленности учащихся о том, что самозанятость и предпринимательство могут быть вариантами возможной карьеры;
  • работа над конкретными проектами и выполнение конкретных действий;
  • привитие конкретных деловых навыков и знаний о том, как можно создать предприятие и успешно им управлять.

Следовательно, в обучении предприимчивости есть два отдельных направления (узкое и широкое): одно, – это в дальнейшем заниматься коммерческой деятельностью, а другое, – быть предприимчивым, то есть вести себя как предприниматель и обладать некоторыми предпринимательскими знаниями, навыками и отношением к делу, и при этом не обязательно заниматься коммерческой деятельностью. Таким образом обучение предприимчивости включает следующие три компонента:

Личное развитие: обучение предприимчивости должно создавать атмосферу доверия, мотивировать прогресс, усиливать предпринимательское мышление, прививать желание достигать целей и вдохновлять на действие.

Бизнес развитие: техническая, финансовая грамотность и навыки, чтобы самостоятельно работать и заниматься такой работой и предпринимательской деятельностью, которые ведут к самоусовершенствованию. Для этого необходимы соответствующие деловые и функциональные учебные программы.

Развитие навыков предприимчивости: обучение предприимчивости должно прививать социальные навыки, умение работать в команде, творческий подход к решению проблем, поиск возможностей, умение продать товар или услугу, проводить интервью, делать презентации, обучать групповому лидерству, умению налаживать сотрудничество, иметь дело с бюрократией, знать местные культурные нормы и то, как они влияют на бизнес, и т.д.

После того как понятие предприимчивости было разработано в качестве образа мышления и образа действий, логичным становится принятие концепции обучения предприимчивости как части обучения в течение всей жизни и определить его как «все формы образования и обучения, и формального и неформального, которые воспитывают дух предприимчивости и способствуют занятиям предпринимательской деятельностью с коммерческой целью или без таковой».


Программа Предпринимательское образование детей.

Программа «Предпринимательское образование детей» направлена на воспитание среди учащихся предприимчивого образа мышления, формирование представления об основах предпринимательской деятельности, создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора сферы предпринимательской деятельности, стремления к реализации интеллектуального, творческого потенциала и предпринимательской активности. Программа многоуровневая, охватывает все общеобразовательные уровни. Программа состоит из четырех взаимосвязанных блоков: интеллектуальный, коммуникативный, мотивационно-волевой, профессионально-компетентностный. Программа рассчитана на 10 лет обучения.







Предприимчивый школьник – предприимчивое общество.

Цель современного общества: каждый гражданин должен знать предпринимательскую грамоту.

Отправной точкой для создания предприимчивого общества должно стать воспитание предприимчивых граждан с позитивным отношением к предпринимательскому мышлению. Чтобы достигнуть этой цели, необходимо системно подходить к развитию предпринимательского менталитета и предпринимательского мышления, следует начинать делать это в раннем возрасте, что является необходимым условием процесса развития любой компетенции. “Чувство инициативы и предприимчивости” представляет собой одну из ключевых компетенций - способность человека воплощать идеи в действия, что помимо прочего подразумевает творческий потенциал, инновации, умение рискнуть, а также способность планировать и управлять проектами для достижения цели. Таким образом, все это обязательно должно присутствовать и на уровне общества и на уровне всех его членов, что и отражено в расширенной характеристике предприимчивого школьника который должен:

1. обладать способностью видеть возможности для деятельности и, следовательно, хорошо знать соответствующий экономический контекст и рынок труда;

2. понимать и следовать этическим принципам предприятий и предпринимателей;

3. планировать, организовывать, управлять, вести за собой, делегировать, анализировать, информировать, оценивать и вести учет;

4. уметь представлять организацию и вести переговоры;

5. работать самостоятельно и в коллективе;

6. делать суждения и определять сильные и слабые стороны проекта, оценивать и рисковать;

7. брать инициативу на себя, действовать на опережение, быть самостоятельным и инновационным в личной и общественной жизни, а также на будущей работе;

8. мотивировать других и быть мотивированным и решительным в достижении целей.


Обучение, основанное на компетенциях

Компетенции - представляют собой сочетание знаний, навыков, установок и личностных черт, используемых в процессе учебы/работы для выполнения требований учебных/должностных инструкций какой-либо должности. Целью обучения, основанного на компетенциях, является развитие в слушателях компетенций, необходимых для их будущей работы.

Характеристики компетенций:

  • ориентированы на выполнение работы;
  • основываются на способностях и навыках;
  • рассматриваются применительно к профессиональной среде;
  • основываются на личностных качествах.

Виды компетенций:

  • Личностные: амбициозность, креативность, гибкость, честность, уверенность в себе.
  • стрессу, социальные навыки.
  • Регулятивные: навыки решения проблем, аналитические способности, организаторские способности, абстрактное мышление.
  • Познавательные/Когнитивные: целенаправленность, ориентированность на клиента, методы и приёмы, ориентированность на качество.


Ключевые компетенции.

Ключевые компетенции – это то, что дает ключ к становлению компетентности. Если эти ключевые компетенции сформированы, это значит, что у человека есть некий ресурс достижения высокого уровня компетентности (профессионализма) в любом виде деятельности.